БЕЛЫЕ ПАРУСА С ЧЕРНЫМИ КРЕСТАМИ
На каждом крестоносце венецианские судовладельцы зарабатывали до 1000 процентов
Ганзейские навигаторы еще не отваживались уходить далеко от берегов
В
XII в. Европа познакомилась с компасом, однако ганзейские капитаны не
спешили внедрить его в свою практику, ибо Ганза поощряла в основном лишь
прибрежные плавания и сторонилась открытого моря. Когги были тяжелы в
лавировке, поэтому в случае встречного ветра судно бросало якорь вблизи
побережья и дожидалось, пока ветер не станет попутным.
Навигационными
средствами были лот, морская карта и, главным образом, собственный
опыт, который передавался из поколения в поколение. Руководствами по
управлению парусами почти не пользовались, поскольку чтение и письмо
было в то время искусством, доступным весьма немногим.
Ганзейские
суда, исключая малые когги, имели сплошную палубу и разделенные на
отсеки грузовые трюмы. Вместимость их измерялась в ластовых единицах. В
зимние месяцы движение на море замирало. В этом отношении все оставалось
как в античные времена. Свободное от рейсов время использовали для
ремонта судов. Для осмотра и ремонта подводной части днища судно по
деревянной наклонной плоскости («слипу» — прим. перев.) при помощи
ручных лебедок вытягивали на береговую кромку и сильно накреняли его.
Богатство
Ганзы далеко не в последнюю очередь объяснялось тем, что в качестве
компенсации за риск потерять суда и грузы она сильно вздувала цены на
транспортируемые товары. Большинство судов принадлежало нескольким
владельцам, между которыми делилась и фрахтовая прибыль.
Характерно
для Ганзы и то, что ее торговые суда для обороны от пиратов и защиты от
нападения чужих флотов имели собственное вооружение, а в особенно
опасные времена отправлялись в сопровождении конвоев. Хотя Ганза и
предпочитала извлекать прибыль из мирной торговли, однако она безо
всякого колебания пускала в ход все свои средства принуждения
(исключение непокорных участников из состава Ганзы, торговую блокаду и
каперскую войну) там, где видела угрозу своим привилегиям и торговой
монополии.
В XVI в. Ганзейский союз утратил свое значение, а в
XVIII в. окончательно распался. Наряду с усилением национальных
государств в бассейнах Северного и Балтийского морей, политической
разобщенности Германии и победой ее удельных князей, включивших
ганзейские города в свои тогдашние владения, важнейшим фактором,
приведшим Ганзу к упадку, явилось то, что она не объединяла торговый
капитал с промышленным. Купеческий капитал Ганзы не вливался в
производство, как это делалось, к примеру, в итальянских странах или
верхнегерманских городах. Следует добавить, что мировые торговые пути
после великих географических открытий переместились и предпочтение все в
большей степени отдавалось гаваням Атлантики.
Обострялись и
классовые противоречия между владельцами и простыми моряками.
Первоначально, в средневековом мореплавании, основным девизом было:
«Судно и груз — братья». И действительно, судовладелец был некогда
одновременно и владельцем груза и капитаном своего судна. С течением
времени функции эти разделились. Однако если купец зачастую являлся
совладельцем, а то и собственником судна, а служащий у него капитан имел
свою долю в прибыли (в тех случаях, когда он занимался и вопросами
сбыта товара), то судовой команде, простым матросам, полагалось только
заранее обусловленное жалованье. Для них основным девизом было: «Груз —
мать жалованья». Это означало, что их наделяли прибавкой, когда общая
стоимость груза оказывалась выше средней или когда трюмы разгружались
полностью, без потерь. И люди старались избежать потерь. Любыми
средствами, какие только мог измыслить тогдашний, еще не очень-то
просвещенный моряцкий ум. Например, судам давали имена святых, вверяя
тем самым и суда и грузы покровительству неба. Перед началом плавания
судно обязательно благословлял священник. Случалось, что судно попадало в
пути в бурю. Тогда команда давала обет какому-либо святому, к которому
обращалась в своих молитвах, совершить паломничество, если им удастся
выбраться целыми из передряги. Этот обет выполнял по окончании рейса
один из матросов, для которого деньги на путевые расходы собирали всей
командой.
Лишь в XV в. в Италии впервые появилось морское страхование, которое положило начало всякому страхованию вообще.
Источник: http://medieval.ucoz.net/publ/ganzejskie_suda/1-1-0-128
|