Одетые в униформу
(т. е. носящие ливреи) войска были
обычным делом для Англии еще до начала Столетней
войны. В 1283 г. весь гарнизон замка Долвидделан
(Уэльс) был одет полностью в белое, и норфолкские
ополченцы (для службы в Гаскони) в 1295 г. получали
все "белые котты” (blaunchecotes) по 3 шиллинга за штуку. Почему был
изначально выбран именно белый цвет для курток,
трудно понять, и ни один историк не вдается в
разъяснения. Впрочем, можно выдвинуть две версии.
Во-первых, красный крест на белом фоне был
"ливреей” Святого Георгия, с этого времени
божественного покровителя Британии (и ливрея
английских королей 1272-1327 гг. было красно-белой).
Однако, хотя известно об употреблении этого
креста уже с 1270-1280-х гг. (см. ниже), нет никаких
данных о ношении красного креста на белых куртках
(появившихся при Эдуарде I) до
времен Эдуарда III. Поэтому,
возможно, что белый цвет связан с тем, что
первоначально данные куртки служили мягким
защитным вооружением, стеганками. Но и здесь
известно, что, когда при Эдуарде II города
выставляли
тяжеловооруженную пехоту для войн с Шотландией,
им иногда приказывали одеть свои контингенты в
стеганки и униформу. Поэтому, до появления
новых данных, происхождение главного колера
английской униформы (при Тюдорах к нему
добавился зеленый цвет) до 1645 г. остается
загадкой.
Однообразно одеты
были
тяжеловооруженные пехотинцы-ополченцы графств (не
в акетоны!) в 1322 г., контингент с земель королевы
Изабеллы в Холдернессе (200 человек) в 1327 г.,
военные инженеры в 1333 г. Отряд из 60 саперов (для
осады Кале, 1347 г.) получил однообразные холщовые
рубахи и шерстяные капюшоны.
Уже в 1334 г. 100
латников из Лондона
и их конюхи получили ливрею от города: закуплено
было 14 кусков сукна им на платье и "зеленые
капюшоны”. Также 100 пехотинцам из города выдали
одежду (для чего покупали 8 кусков ткани и
оплатили шитье одежды из них). И 600
лучников-лондонцев, сопровождавшие сэра Томаса
Утреда в 1335 г., тоже были одеты в "одежду одного
вида”. Описание такой одежды дают счета 1338 г. на оплату расходов города
Лондона, выставившего королю во Францию 40
латников и 60 лучников. Это рубрики "За покупку 346
? локтей [15592,5 дюйма] красного и зеленого сукна, на платье
[так иногда называли и ливреи]”, "За покупку 70 локтей [3150 дюймов] попоны
на
их капюшоны”, "За шитье такого платья и
капюшонов”. По случаю коронации Генриха VI во Франции олдермены были "в платье
алого цвета с капюшонами багрового цвета и вся
община города оделась в белое платье и алые
капюшоны, с различными эмблемами, вышитыми на
рукавах”. "Ливрейные компании” Лондона (XV в.) носили однообразное платье
(желто-алое для кожевников, оливково-зеленого и
оливково-коричневого цветов для булочников и
т.д.), но подобная эмблематически определенная
одежда надевалась лишь для каких-либо торжеств, а
не в повседневной жизни.
Валлийские солдаты впервые униформу ("однообразно
одеты”) получают в 1337 г. Не позже 1346 г. копейщики и
лучники из Уэльса, Чешира и Флинта начинают
одеваться в зеленый и белый цвета, и позднее эти
краски станут национальными цветами Уэльса. Так,
14 сентября 1346 г. мастер Джон де Брюнем, клерк
Эдуарда, принца Уэльского, получил приказ
закупить зеленое и белое сукно на куртку ("куртпи”
- вероятно, укороченная туника) и капюшон ("шаперон”;
иногда это слово ошибочно переводят как
"шляпа”) для каждого из валлийских лучников из
Флинта на службе его господина. Обе одежды должны
были быть наполовину зелеными (справа) и
наполовину белыми (слева). Четверо французских
волынщиков Черного Принца носили одежду из
"полосатого” сукна вместе с кольчугами (на двух)
и шапель-де-фер (на одном) в 1355 г. Но вся его прочая
пехота в шевоше 1355 г. и при Пуатье была одета
именно в зелено-белую униформу. Любопытно, что
рота лучников из Ллантрисанта (Южный Уэльс)
воевала во Франции с принцем Уэльским и была
известна как "Черное войско Ллантрисанта”.
Означает ли это, что они носили ливрею Черного
Принца? При Креси валлийцы носили эмблему в виде
лука-порея (или само растение?), символ Уэльса. В
поэме,
описывающей военную свиту валлийского магната
Горонви ап Тюдора (ум.1382) во Франции, есть слова
"в день торжества яркий и пестрый наряд их
покрыл все вокруг, и все сделалось ослепительно
зеленым”. Очевидно, речь идет о зеленой ливрее
воинов Горонви.
В 1434/5 году
Генрих VI раздал
своим придворным ливреи,
которые были преимущественно зеленые летом, но
его высшие чиновники носили багровые,
кроваво-красные и фиолетовые цвета. "Сержанты
при оружии” короля носили багровое и "доброе
полосатое солсберийское сукно”. Многие из
придворных слуг рангом пониже оделись тогда в
смесь серо-голубого и полосатого сукна. "…
Также, чтобы он получил мое лучшее платье из
королевской ливреи (gowen of юe kynges liuere), что находится дома в моем доме”, -
из завещания Стивена Томаса из Ли, умершего во
время осады Руана, 1417-1418 гг.
Эдуард III носил
сюрко или цветов своей ливреи (хотя его отец и дед
применяли ливрейные цвета красный и белый), или
гербовое (как на его VI Большой
печати, 1340-1372 гг.), но Генрих V
надевал в бою сюрко с гербом.
Свиты магнатов носили ливреи своих сюзеренов с XIII
в., а придворные эмблемы (значки,
"бэджи”) использовались вассалами некоторых
лордов с начала XIV столетия.
Общественное мнение признавало такое право за
магнатами. Лорд был обязан давать ливрею
находящимся под его протекцией лицам. Робин Гуд в
балладах одевает свою дружину в алые или зеленые
ливреи, не имея на то права (одно из его "добрых”
преступлений). Сам король в "Жесте о Робине
Гуде” покупает 33 ярда (более 30 метров) зеленого
сукна у Робина, чтобы одеть своих людей.
Любопытно, что еще в XV
веке слова ливрея и эмблема были
нередко синонимами – хронист упоминает при
Барнете (1471 г.) "ливрею короля Эдуарда, солнце с
лучами”. И Адам из Уска называет эмблему, оленя,
"ливреей короля Ричарда [II]”.
В источниках
ливреи часто описываются
как из фона одного цвета и с вышитым изображением
(бэджем владельца) другого цвета, или же
состоящие из вертикальных полос в стиле
триколора (ливрея Перси). Некоторые
исследователи полагают, что ливреи могли еще
делиться на 4 равные части – две первого цвета,
две – второго, и такие образцы носят члены
современных военно-исторических ассоциаций. Но
наиболее распространенным вариантом расцветки
ливреи, несомненно, был "per pale”. Т.е., скажем, при синем и белом
цветах – одна половина куртки синяя, вторая –
белая. По мнению некоторых авторов, данный тип
ливреи не находит подтверждения в современных
источниках. Однако, в начале июня 1469 г. Джон
Пастон II в письме брату писал о том, что король
скоро посетит г. Норфолк в сопровождении Джона
Моубрея, герцога Норфолка. "У
него [герцога] будет 200 [воинов] в ливрее синей и
оранжевой (tawnye), и синей
на
левой стороне, и оба темных оттенков”.
В поэме времен
Ричарда II его магнаты фигурируют
под именами
их эмблем юe Swan, юe horse и
юe Bear – Лебедь (Томас
Вудсток, герцог Глостер, ум.1397), Конь (Ричард
Фицалан, граф Арундел, казнен в 1397 г.; его сын
Томас именуется "Жеребенком”) и Медведь (Томас
Бошан, граф Уорвик; его бэдж – черный медведь).
Интересно, что и в прозаическом предисловии к Cronica
tripertita Джона Гауэра встречаются
те же прозвища ("обычно называли”) этих трех
магнатов. Генри Болингброк, будущий Генрих IV, именуется Орел, Сокол, или "Добрая
борзая” (в том числе "из-за его ливреи из
объединенных воротников из борзых”, по словам
Адама из Уска). Символика
самого Ричарда – белый олень-самец, и верные
сердца, люди Ричарда, в
поэме "олени”. В другой анонимной поэме тех
лет сэр Джон Бюши (или Бюсси), фаворит Ричарда,
получает прозвище "куст” (busch).
Статут 1390 г.
запретил давать ливрею
слуге, "называемому йомен-лучник” либо иному
человеку ниже званию эсквайра, "если он не
является семейным слугой, живущим в доме”. В 1399 г.
повелено никому не "использовать или давать
какую-либо ливрею или знак роты”. В 1468 г.
подтверждены все статуты и ордонансы,
направленные против практики предоставления или
получения ливрей и эмблем. Но все эти указы
ежедневно нарушало огромное количество людей,
что признавалось и в самом законодательстве.
Йомены и дружинники и получали, и сами жаловали
ливреи, жалованье и даже гербы. Уже Жан ле Бель
отмечал, что "беднейший вассал ныне так же
хорошо и элегантно вооружен, как и благородный
рыцарь”. Ричард II,
ограничивавший практику ливрей и эмблем, сам
завел гвардию лучников в тех же ливреях и
эмблемах. Несомненно, практике распространения
ливрей способствовало и состояние войны, когда
лорд, отправляя свой отряд в поход, желал, чтобы
его можно было опознать издали по одежде.
Ливрейные цвета
Оксфордов красный и
желтый, Богунов, графов Уэссекс, синий и белый,
Перси, графов Нортумберлендов, оранжевый, желтый
и красно-коричневый (хотя были и исключения). В
завещании эсквайра Джона Винтера (ум.1445)
упомянуто "a lyned gowne of russet of my maistre Fastolf
liuerey” (Винтер значится как "покойный
мой слуга” в духовной Фастольфа) - к сожалению, не
указана расцветка (russet – дешевое
сукно,
как правило, серое или коричневое). С
другой стороны, если допустить, что здесь речь
идет все-таки о russet как о
цвете, тогда ливрея знаменитого Джона Фастольфа
была красно-коричневая.
В 1450 г. повелено,
чтобы "каждый лорд с
его свитой” носил "пояс” (bendys – геральдическая диагональная
полоса или лента на одежде; здесь: шарф через
плечо) поверх лат так, ибо "каждый лорд должен
отличаться от другого”. Однако,
непонятно, с чем связан этот приказ, хотя
возможно, имеется в виду, что все носят белую
куртку с красным крестом, поэтому и понадобились
шарфы для различия свит магнатов.
Как средство
идентификации и знак
верности лорду (чеширские лучники Генри Перси
"Хотспера” при Шрусбери в 1403 г. носили на одежде
эмблему в виде белого оленя – символ Ричарда II, свергнутого Генрихом IV)
бэджи распространяются с середины
века и до начала века XVI-го не
знают себе равных по популярности. То был век, по
словам М. Кина, "когда ливреи и личные эмблемы
были в повседневном употреблении”, "century of
unbridled livery”. Бэджи иногда
носились на "рукаве” или левом плече, но, как
правило, нашивались на грудь и спину ливреи. Так,
в 1415 г. Генрих V вручал патент
на капитанство в Кале Ричарду Уорвику, которого
сопровождали его многочисленные вассалы в
красных куртках с белым зазубренным посохом
спереди и сзади.
В 1439 г. лучники
сэра Джеймса Скидмора,
нанятые графом Ормондом для экспедиции Ричарда,
герцога Йоркского во Францию, получили от
герцога каждый пончообразный "хук” (или
"хеук”). Однако, несмотря на однообразие в
цветах, покрой ливрей, очевидно, варьировался от
одного солдата к другому, поскольку несколько
документов упоминают, что воин получал обычно
только материал от "работодателя” (одежда или
сукно выдавались, как правило, дважды в год – на
Рождество и Троицын день) и сам отвечал за шитье
из него униформы. В завещании сэра Роджера
Солвейна из Йорка, 1420 г., значится: "Также я желаю,
чтобы Уильяму Тропмеллу, портному из Лондона, и
Ханту, вышивальщику, оплатили их счета за
изготовление моей ливреи (a liuerey of myn)”.
Первое упоминание
о красном прямом кресте Святого
Георгия (со времен Эдуарда I – покровитель Англии) на белом фоне
как национальном военном знаке отличия
встречается в "Военных артикулах” Эдуарда III
(середина XIV в.).
Хотя пехота Эдуарда I носила
нарукавные "ленты” с красным крестом Св.
Георгия еще в валлийских войнах и белые куртки в
шотландских кампаниях. Известно, что при Креси
французские рыцари устроили избиение стоявших у
них на дороге своих же генуэзских арбалетчиков.
Самой распространенной эмблемой генуэзцев был
красный крест, иногда на белом фоне. Поэтому не
исключено, что эта бойня усугубилась не
высокомерием дворян, а тем, что в пылу битвы
французы просто перепутали своих арбалетчиков с
англичанами из-за сходной эмблемы.
Согласно хронике
Джеффри ле Бейкера, в
ходе кампании Черного Принца 1355 г. весной "было
обнародовано воззвание ко всей армии, что каждый
должен нести герб Святого Георгия”. Позднее, по
случаю экспедиции в Шотландию (1385 г.), ордонанс
Ричарда II установил, что "всякий и каждый, какого бы он ни
был положения, состояния или нации, при условии,
что он будет на нашей стороне, будет нести
большой знак из герба Св. Георгия впереди и
другой (знак) позади”. Ко времени Азенкура Генрих
V приказал, чтобы "всякий
человек, любого состояния и положения, будущий на
нашей стороне, нес ленту Святого Георгия
достаточной ширины” на одежде (спереди и сзади).
Согласно действовавшим законам, смертная казнь
ждала любого вражеского воина, пойманного
носящим Георгиевский крест. Генрих V ужесточил
правила. По его указу,
убийство одним англичанином другого англичанина
во время войны не считалось преступлением, если
последний не имел креста на одежде или доспехе. В
1416 г. Генрих приказал всем нормандцам носить
крест Св. Георгия, в знак подчинения. "Хроника
Бертрана Дюгеклена” сообщает, что, убив
английского рыцаря, Бертран захватил его
доспехи, но снял с них "алый крест”, заменив его
белым французским. Солсбери, спеша на выручку
Кларенсу при Боже, заставил своих людей надеть
белые кресты и убедил местных крестьян, что он
француз (или, по другой версии, шотландец, что
кажется более правдоподобным), пишет Жювеналь
дез Юрсен.
К концу Столетней
войны большая часть
английской пехоты носила поверх доспехов
короткие белые куртки с красным крестом (во всю
ширину и длину одежды) на груди и спине. Хотя
французские манускрипты иногда изображают на
англичанах и разноцветные камзолы (багровые,
зеленые и т.д.), но тоже с красными (иногда с желтой
каймой) крестами (хотя и поменьше). Однако на
миниатюре одного из первых изданий хроник
Фруассара показан такой же большой крест, как и в
английских рукописях, но куртка, что интересно,
явно цвета небеленого холста, а не белая. На одном
изображении белая куртка (с крестом) длиной до
пояса надета поверх более длинной бригандины.
Миниатюра, изображающая герцога Орлеанского в
плену, представляет и его стражников – белые
куртки с узкой желтой каймой по всем краям одежды
и с красными крестами на груди и спине. Другое
изображение – лучник в белой куртке с разрезами
пол по бокам (иногда и с шейным треугольным
вырезом), с желтой каймой по отвернутым коротким
рукавам и полам, с небольшим красным крестом.
Вероятно, обычно белая
куртка
одевалась и простыми воинами, и латниками поверх
обычной одежды или ливреи магната, по крайней
мере, на такую мысль наводят изображения того
времени – безрукавные ливреи и рукава другого
цвета.
Парадное одеяние Рыцарей Подвязки (орден основан в 1348 г. и включал 25
членов) включало красную шапку и кафтан типа рясы
с капюшоном и с меховой отделкой и подбоем. Цвет
кафтана на современных миниатюрах белый, но в
счетах Гардероба он указан как синий. И первое
описание одежды кавалеров ордена сообщает о
хламиде (мантии), верхней тунике (сюрко), тунике и
капюшоне из синего сукна, "усыпанного
подвязками”. Кафтан расшивали примерно 50
эмблемами ордена: темно-синяя подвязка в кружок,
с золотой пряжкой и шпеньком. На подвязке вышит
шелком и золотом девиз – "Hony soit qui mal y pense” ("Позор тому, кто плохо об этом
подумает”). Настоящую подвязку носили на левой
икре, и поверх лат тоже.
Ливреии и эмблемы
нескольких участников Столетней войны
Имя |
Цвет
ливреи |
Основные
изображения |
Ричард Фицалан I, граф Арундел (ум.
1376) |
Синий и красный (по
другим
данным, красный и белый) |
Серебряная лошадь бегущая |
Ричард Фицалан II, граф Арундел (ум.
1397) |
Белый и красный |
Серебряная лошадь бегущая |
Томас Фицалан, граф Арундел (ум.
1415) |
Синий и красный |
Зеленая ветвь дуба с золотыми
плодами |
Ральф, лорд Бассет |
Красный |
Серебряная голова вепря
отрезанная |
Джон Плантагенет,граф Кендал и
герцог Бедфорд (1389-1435) |
Белый и синий |
Золотой пень |
сэр Джон Буршье (ум. 1400) |
Черный и зеленый |
Золотой узел буршье (рифовый узел);
черное коромысло с двумя бурдюками на нем |
Генрих IV (1367-1413, правил с 1413),
Генрих V (1387-1422, правил с 1413) и Генрих VI (1421-1471,
правил с 1422) |
Белый и синий |
Генрих IV. Ослица; орел с
распростертыми крыльями; лисий хвост висячий;
полумесяцы; коронованные пантеры и орлы Генрих V.
Серебряная антилопа с золотой цепью и короной на
шее; серебряный лебедь с золотой цепью и короной-ошейником;
маяк с красным пламенем.
Генрих VI. Пятнистая идущая анфас пантера; белое
и золотое страусиное перья скрещены; белая
антилопа с цепью и ошейником золотыми |
Гемфри де Богун, граф Герефорд (ум.
1360) |
Черный и
красно-коричневый |
Серебряный лебедь |
Гемфри Плантагенет герцог
Глостер (1390-1447) |
? |
Серебряная утка с золотой короной
на шее и цепью |
Хью де Куртенэ, граф Девон |
Желтый и красный |
Серебряный вепрь |
Хью, лорд Диспенсер (ум.1349) |
Красный(?) |
Колечко наполовину золотое,
наполовину серебряное |
сэр Уильям де ля Зауч |
Черный и пурпурный |
Золотой пень, или пень с ветками;
серебряный орел расправляющий крылья;
серебряная голова осла. |
Эдмунд Плантегенет, граф Кембридж
и герцог Йорк (1341-1402) |
Три полосы: белая,
зеленая,
и черная |
Серебряное страусиное перо;
серебряный сокол и золотые кандалы. В 1381г., похоже,
серебряный сокол в алом поле |
Ричард Плантегенет, герцог Йорк
(1411-1460) |
Белый и синий, с вышитыми
кандалами |
Белый сокол с золотыми кандалами
или без них; белый лев; черный дракон; черный бык с
золотыми рогами и копытами; страусиное перо |
Томас Плантегенет герцог Кларенс
(1388-1421) |
Белый и синий |
Черный бык идущий с золотыми
рогами и копытами |
Джон, лорд Лайл Ружмонский (ум 1355) |
Синий |
Серебряный лежащий орел с золотой
короной-ошейником и цепью; срезанная лилия |
Генри де Громон, герцог Ланкастер
(ум. 1361) |
Белый и синий |
Красная роза; красная роза с
золотой короной; лисий хвост; серебряное
страусиное перо |
Роджер Мортимер, граф Марч (ум. 1398) |
Красный и белый |
Серебряный волк(?); серебряная
роза |
Уильям де Богун, граф Нортгемптон
(ум. 1360) |
Черный и красный |
? |
Генри Перси, граф Нортумберленд |
Три полосы:
красно-коричневая,желтая
и оранжевая |
Серебряный полумесяц; серебряный
лев стоящий |
Томас Моубрей, герцог Норфолк (ум.
1400) |
Синий и оранжевый |
Серебряный лебедь с золотой
короной на шее |
Джон Моубрей, герцог Норфолк (ум.
1432) |
Синий и оранжевый |
Лев стоящий серебряный;
серебряное страусиное перо и цепь |
Джон де Вер, граф Оксфорд (ум. 1360) |
Оранжевый |
Серебряная пятиконечная звезда;
Лазурный вепрь; круглая серебряная бутыль |
Майкл, лорд Пойнингс |
Красный |
Серебряный бегущий единорог с
золотыми рогом и копытами; ключ серебряный
несущий корону, выемками в бородке ключа вниз |
Ричард II (1367-1400, правил в
1377-1399) |
Белый и зеленый |
Ветка дрока; солнце с лучами,
выходящее из туч; белый олень лежащий с поднятой
головой и с золотой цепью и короной на шее;
серебряное страусиное перо |
сэр Джон Рус (ум. в 1421) |
Красный(?) |
Серебряное коромысло с двумя
бурдюками |
Уильям Монтегю, граф Солсбери (ум.
1397) |
Белый |
Красный косуля-самец |
Джон Бофор, герцог Сомерсет (1403-1444) |
Разделенный на равные
белую, красную и зеленую полосы |
Серебряное страусиное перо, ствол
пера из ряда последовательно чередующихся
серебряных и лазурных квадратов; золотая решетка
крепостных ворот |
Ральф, лорд Стаффорд |
Черный и красный |
Золотой стаффордский узел |
Роберт де Уффорд,граф Суффолк (ум.
1369) |
Черный |
Золотые кандалы |
Вильям де ла Поль, герцог Суффолк (ум.
1450) |
Синий и желтый |
Серебряный лев; серебряная
швартовная тумба с золотым кольцом; серебряный
" обезьяний груз" с золотой цепью (отсюда его
прозвище - Джек Нейпс) |
Ричард Бошан, лорд Уорвик (ум. 1439) |
Красный |
Серебряный зазубреный посох;
серебряный медведь |
Роберт, лорд Феррерс |
Белый и красный |
Серебряная бегущая борзая с
золотой короной на шее; синий женский чепец;
золотая подкова |
Уильям Невил, лорд Фоконберг
(1405-1463) |
Белый и синий |
Рыболовный крючок |
сэр Уолтер Хангерфорд (ум. 1449) |
Красный и зеленый |
Серебряный стоячий серп с золотой
рукоятью |
Джон Тэлбот, граф Шрусбери (ум. 1453) |
Алый и черный |
Серебряная гончая (тэлбот) |
Эдуард III (1312-1377, правил с 1327) |
Синий и красный |
Золотые солнечные лучи сияющие
сквозь белые облака; серебряное страусиное перо
с золотым стволом; сокол; грифон; меч и три короны;
пень |
Эдуард, принц Уэльский (Черный
Принц) |
Черный |
Серебряное страусиное перо; три
серебряных страусиных пера |
Генри Голланд, герцог Экзетер |
? |
Маяк на холме (1449) |
сэр Томас Эрпингем (1357-1428) |
? |
Серебряный сокол с золотой
короной |
Источник: http://medieval.ucoz.net/publ/voennoe_delo/voennoe_delo/voennaja_uniforma/5-1-0-117
|