СТАНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДЯЩЕГО ХОЗЯЙСТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
1. Понятие Древний Египет
2. Особенность природно-климатических условий Египта
3. Особенности египетского земледелия и животноводства
"Египет" - не местное название, т.е. египтяне себя так не называли. По-крайней мере до завоеваний Александром Македонским. Αἰγυπτος (греч - Айгюптос) ХЕТ-КУ-ПТА(Х -придыхательное) - храм бога Пта в Мемфисе.
Самоназвания Египта:
Черная Земля - Кемет
Страна Хапи (Хапи - бог Нила; главное божество Египта)
Две (обе) Земли
Южный рубеж страны - первый порог Нила. Северный - дельта Нила, Средиземное море. Расположение - вдоль долины Нила. Расстояние от берега в обе стороны = 3-12 км Оазисы в составе Египта в основном западные. Пустыни: западные и восточные (в ливийской пустине, например, велись работы, но никто не проживал). Немногим позже была присоединена территория, вошедшая в состав Египта - Синайский п-ов (богат медью).
Расширения территорий происходило по направлениям:
Южное до 3-го порога Нила до страны Куш. От 1-ого до 3-го порога - Нубия (современный Судан)
Северное (стратегические торговые пути). В Египте не было олова и бронзы (до середины 2-го тысячелетия до нашей эры). Важнейшим торговым путем в Египет на тот момент был через Северную Сирию на юг.
Западное по побережью Средиземного моря (например, был возведен храм на месте будущей Александрии. Греки назвали его храмом бога Аполлона)
Особенности территории Египта определялись природно-климатическим фактором. 50 млн. лет назад на месте Египта было море. Современный Египет - результат схождения последнего ледника. Русло реки Нил - результат к 7-8 тысячелетию до н.э. Египет - заболоченная территория. 5 тыс до н.э - появляется земледелие в Сахаре. К тому же периоду относится и первое подвижное поселение Египта - конец 5-го тысячелетия до н.э Поселялись на островах среди болот, которые не заливало (плодородие было высоким). До 4 тыс до н.э Египет - лесостепная зона. Колебания подъема воды = до 7 м. Минимум подъема = 7 метров. Максимум подъема = 14 метров (от береговой линии русла). На островах же и закрепилось первое оседлое население Египта. Климат стабилизировался к 2 тыс до н.э. Цикл разливов Нила сформировался к 4 тыс. до н.э. Разлив начинается в середине лета. Уровень воды падает к концу сентября. В середине февраля дует пустынный ветер Хамсин (ег. - "пятьдесят"). Дует 50 дней. Песок наносимый им не оседает. В Египте начинается третий сезон - Мертвый сезон. В середине мая приблизительно 50 градусов Цельсия. Египетское земледелие тесно связано с единственной возможностью - разливом Нила. Территория за пределами Нила после 3 тысячелетия до н.э. - пустыни. После 2 тыс. до н.э. - дождей почти не было (почвы нет, дождей нет).
За пределами долины Нила жизнь существовала только в оазисах (да, безусловно, строились храмы - но это отнюдь не показатель. Население в храмах не проживало) Земледелие связано с режимом разлива реки Нил. Им же установился и регламент жизни египтян. Единственный период с конца сентября до середины февраля - период земледелия. С разливом Нил приносит минеральные вещества, которые становятся плодородным слоем. С отливом он не сходит, а остается Но египтяне не могли пользоваться этим слоем после середины февраля. Как мы помним, начинал дуть хамсин, и слой раздувался песком. Стоит заметить, что египтяне снимали 2 урожая зерновых в год. В некоторых случаях три, но третий был не зерновой. К второстепенным культурам относились финиковые пальмы, кустарники из Африки - гибискус. Растили их на территории, где нельзя было выращивать зерновые. Лен - древнейшая культура Египта (применялась в качестве лент, в которые заматывали мумий. Богачи, которые могли позволить себе выращивать лен, делали из них богатые одеяния. Бедные, разумеется, лишней посевной площадью не владели).
Состав населения
Смешанный вариант рас. Основная концепция: египтяне - потомки земледельцев Сахары. Суданский компонент отсутствовал, за исключением смешанных браков в расогенезе. Черты были однозначно европеоидные.
Герцог_д-Аскил, да, согласен. И статьи замечательные. Siamo Venetiani, et poi Christiani Альфред Аксель Класс: Убийца Приоритет: Против короны Уровень здоровья: Кошелек = 1100
Появлялись первые плановые поселения - Номы. Это было самостоятельным поселением как в экономическом, так и политическом отношении. Эмблемами номов были обычно животные и насекомые. С раннего времени зарождалось множество культов. Для номов состав культов был фактически одинаковым. Первоначально были разные священные животные, но потом номы интегрировали в единую египетскую религию. Фиксированного числа поклонений (божеств) не было. Канонического вероисповедания не было. Время правления фараона считалось временем правления богов. Служители Хора (Хор, или Гор - символ власти Египта) готовили фараона к вхождению на трон. Первый известный правитель египтян - Скорпион (помните голливудский блокбастер?). Реальное имя, разумеется, неизвестно. Этого фараона обозначали иероглифом "Скорпион". В Египте формируется единая власть.
Между номами были конфликты, но между учеными бытует теория общественного договора. Гораздо сложнее установить причину объединения самостоятельных номов, чем характер конфедерации. Предположительно, сложнее было договариваться не с людьми, а с самим Нилом. Это и послужило двигателем интеграции. Нужно было удерживать посевные площади, строить сооружения для контроля разлива Нила (чтобы плодородный слой при разливе как можно дальше распространялся), защищаться от наводнения, возводить регенерационные гидросистемы, обеспечить максимальную площадь разлива, равномерное отступление воды. Усилиями одного нома это сделать было нельзя. Номы объединялись в строительства дамб, выкапывали каналы, стоки, ямы для резервного водохранилища, планировали разлив.
***
Нил - это бог Хапи. Следовательно, правитель был верховным жрецом Хапи. Центральная власть планировала гидросооружения, в основном, защитного характера.
Животноводство было стойловым. Выпаса фактически не было (несмотря на древнее появление рогатого скота). Мясо почти не ели (белковая диета). Интеграция номов повысила урожайность, привела к появлению водного транспорта. Лодки первоначально делали из дерева. К 3-ему тысячелетию до н.э. дерева не стало вообще. Деревянные лодки стали использоваться только как священные ладьи (вспомним, хотя бы, цикл Ра). В дальнейшем лодки плелись из папируса. Ремесла:
Гончарство
Плетение
Глиняная посуда не была доминантом. Преобладала плетеная посуда. Металлургия появилась поздно. Дело в том, что в Египте есть месторождения золота, но для хозяйственных целей оно непригодно (мягкое, тяжелое, плохо плавится). В Египте также есть свинец. Легкоплавкий, но для хозяйства не годится (тяжелый и главное - ядовитый). Единственный вариант металла - мышьековистая бронза (сплав свинца и меди). Медь, кстати, со временем была открыта на Синайском полуострове, который в последствии стал территорией Египта. К середине 3-го тысячелетия Египет превращается из лугово-степной зоны в пусты после климатического оптимума. Леса не стало совсем.
Первым центром единого правления был Иераконполь (греч. название). Вообще, к слову сказать, некоторые названия греками давались по собственным пониманиям. Что видим - так и называем. Наглядным примером служит "Крокодилополь" - древнегреческий Шетет - главный город Фаюма (оазис). Центр культа бога Себека, священным животным которого считался крокодил. Без комментариев. К бедуинам - кочевникам Ливии, Синая, Нубии - отношение было двояким. То воевали, то скот на зерно меняли) Оазисы попадали под египетскую власть и закреплялись.
Легенда про Верхний и Нижний Египет
Боролись два бога: Сет и Гор. Но никто из них не мог победить. И тогда они поставили посредника - человека. Человек бога слабее, возроптать не сумеет, да и никакой из богов преимущество не получает. Таким образом, правитель Египта стал балансом высших сил. В древности египтяне исходили из правила: боги существовали всегда, они бессмертны. Бытовала в обществе постоянная попытка угодить богам, заверить их в том, что египтяне слушаются правил, данных богами. Взять хотя бы того же Хапи. В истории не было такого случая, чтобы кто-то ослушался бога Хапи. Вы только представьте: Хапи-то и без египтян обойдется. А вот египтяне отнюдь. Поэтому неадекватных реакций богов всячески избегали, никто богов не гневил, никто и не пробовал. Опыты поставить-то можно было, но кто рискнет ставить государство под опасность? Установление же централизованной власти привело к объединению. Но номы, в то же время, продолжали быть самостоятельными (возводили собственные защитные сооружения). Господствовали культы Гора и Ра (царственные культы, в зависимости с какого нома был правящий род). Додинастический период истории Египта завершается на рубеже 4-3 тыс. до н.э Первый фараон Египта - Менес. Первые две династии относятся к Древнему Царству. К этому же периоду и относится объединенная двойная корона (красная и белая - Верхнего и Нижнего Египта соответственно).
Таким образом, рубеж 4-3 тыс. до н.э. - начало династического правления Египта. В некоторых источниках Нармер упоминается как первый царь Египта. Ученые долго ломали над этим голову, но разгадку все же нашли. "Ибо тот, кто остается навсегда, ибо тот, кто вечен". Менес символизируется как единое начало, само определение первого фараона. Первая общеегипетская столица до 4 в. н.э. - Мемфис (греч. - Меннефер - белые стены, прекрасные стены). В Египте Мемфис был известен также под названием Анх Тауи («Жизнь двух земель») или Ити Тауи («Объединяющий две земли»), что подчёркивало его стратегическое положение на границе между Верхним и Нижним Египтом. Главное божество Мемфиса - бог Пта(Х - придыхательное) - от его храма Хет-Ку-Пта(х), собственно, и пошло греческое название "Египет". Пта(х) - бог ремесленников, архитектор, покровитель искусства. Сын Менеса приказал построить дворец - "Великий Дом" - Пераа или Пероо.
φαραον (греч. - Фараон) - наименование не было в числе царской титулатуры. Был "Сын Ра".
Материалы для строительства: Кирпич-сырец, мелкий песчанник (доступность и простота в обработке: мягкий, легко шлифуется и не рассыпается от сухого климата, в отличие от дерева).
Мемфис был защищен от Нила большой дамбой. Кроме большой дамбы, часть Мемфиса была искусственно поднята В качестве проектировщиков города выступали отряды царских ремесел Менеса (архитекторы и скульпторы). Главный архитектор - верховный жрец бога Птаха. Введены границы номов, территориально разделенных границами. Граница была как административная, так и религиозная. Номарх - верховный жрец бога нома (напоминаю, ном в религиозном отношении был самостоятельным). Иерархия же Египта выглядела следующим образом:
1) Царь
2) Две ветви: Наместник ВЕ, и Наместник НЕ.
3) Номархи (главы номов)
4) Чиновники нома (назначались номархами).
Царь - главный собственник всего в Египте. При Менесе же появились и первые государственные зернохранилища при храмах или отдельно строились в каждом городе (государственный резерв продовольствия был строго регламентирован). Строились также и верфи,а на них плелись папирусные лодки. Вокруг дворца царей были усадьбы. Первые фараоны распоряжались владениями как хотели, за исключением жреческих. Царь не вмешивался в храмы, сооружения божественного назначения и т.п, дабы, естественно, не навлечь гнев богов. Храмы имели собственные зернохранилища. В государстве господствовала единая система сельского хозяйства. Основные культуры: пшеница, ячмень, горох, чечевица, лук, чеснок, огурцы. Фрукты: виноград, гранаты, финики, инжир, яблоки (в южных номах). Животные: овцы, козы, свиньи. Приручали антилоп. На ранней стадии буйволы фигурировали как рогатый скот. Птицы: гуси, утки. Неоспорим факт доместикации пчелы. Большинство населения - свободные общинники (не было личной зависимости от царя и т.д.) Следует учитывать, что единица "свободный общинник" рассматривается как род, а не физическое лицо. Понятие "Физическое лицо" возникло только в античном Риме. Существовали также и несвободные люди. Их именовали "живые убитые" - военнопленные рабы. Но как таковой прослойки общества "рабы" не было. Несвободными были и экономически зависимые; инвалиды, сироты, требующие защиты. Фараон должен был думать о том, чтобы общество было причастно к общегосударственному делу (строительство).
У меня траур... Этот человек стал моим подлинным кумиром Как преподаватель, так и человек. Он казался мне выше мира сего) Как подтверждение я приведу даже один пример:
Во время одной из лекций, проректор оторвал Олега Валерьевича с просьбой досрочно закончить лекцию и уступить время для пропаганды профсоюза. Перзашкевич недовольно согласился и во всеуслышание при проректоре объявил аудитории: "А теперь мы заканчиваем. Сейчас вам будут агитировать какую-то там власть!..". Одел куртку и вышел под всеобщий смех.
Позволю сделать замечание, я учусь в Белорусском Государственном университете, который в первую очередь поддерживает политику правительства. Равнодушная гражданская позиция в нашем учреждении может рассматриваться как оппозиция. Выкинуть такую тираду при проректоре в 40 метрах от Дома Правительства (мой универ по соседству расположен на главной площади столицы) - все равно что свести тесное знакомство с КГБ. Такая смелость и брезгливость по отношению к установленным порядкам меня как минимум воодушевила. В Перзашкевиче спроецированы те качества, какими я мечтал бы обладать. Это не только потенциальный лидер, но и буквально "бох в человеческом воплощении".
Он читал нам лекции всего 1 месяц. Я всегда с нетерпением ждал этих заветных пар, которые были единственно желанными во всей программе обучения. Это была истинная кладезь познаний и источник позитива. Умение сочетать сухие факты с легким сарказмом, который однако не коверкает историю - буквально верх мастерства преподавания. Но дело даже не в этом. Я пишу эту монографию не просто потому, что этот человек меня впечатлил или оказал на меня какого-либо рода психологическое воздействие (пример с фюрером как нельзя кстати), но потому что действительно хочется поделиться с вами своими переживаниями, воспоминаниями, соображениями. Возможно, вам будет интересно. Уповаю на сие.
Перзашкевич, как я уже говорил, всегда основательно опровергал те факты, которые приводили в трактовках истории предвзятые ученые, дабы преподать массе наиболее приемлемый материал без риска для нарушения сознания. И не только! Читая мои конспекты, вы сами проследите удивительнейшие разоблачения даже тех казусов, которые произошли тысячелетия назад и укрепились во всех источниках как единственно верные несомненные факты.
Кроме всего прочего, Перзашкевич моментально рассказывал не запинаясь, с расстановкой, сложными формулировками, свободно переходя на другие языки (будь то древнегреческий или древнеегипетский), всегда эмоционально, а не монотонно, насыщая речь мудреными терминами и именами разных царей, которые выговорить-то сложно - не то что запомнить. Олега Валерьевича всегда было интересно слушать. Я никогда не зевал на его парах, в отличие от всех остальных. Я был в кураже.
Теперь мне суждено встретиться с Перзашкевичем только на экзамене в зимнюю сессию... Но на этот раз говорить придется мне, а вот послушать этого замечательного преподавателя больше не удастся никогда. На одной из последних лекций Перзашкевич сказал:
"Два я вам ставить не буду, только если вы меня сами не будете упрашивать... Вот в прошлом году было несколько случаев: "Попробуйте найти что я знаю! - А НЕ НАЙДЕТЕ!!!". Тогда безусловно я к вам пойду навстречу"...
ПЕРЗАШКЕВИЧ ОЛЕГ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Родился в 1969 г. В 1992 г. закончил исторический факультет Белорусского Государственного Университета. В 2000 г. получил научную степень кандидата исторических наук. В 2000-2003 гг. ст. преподаватель, затем доцент кафедры истории, мировой и отечественной культуры БНТУ. С 1997 г. по совместительству читал на историческом факультете БГУ, где был сначала преподавателем, а затем доцентом кафедры истории древнего мира и средних веков. Исследует историю древней Индии и индоиранского мира, социально-правовое и социально-политическое состояние лично-свободных слоев общества ВКЛ середины 16 – начала 17 вв., социально-экономическое состояние городов и местечек Беларуси в 19 – начале 20 вв. В 2006 г. Удостоен специальной награды Всемирной Ассоциации Ведийских исследований Prāchya Vidya Parangata - The Award by World Association for Vedic Studies.
Один этап не рассматривался совершенно - первобытное общество. Сложно сказать почему, вероятно виновата специфика времени, в котором сия периодизация составлялась. И сию специфику в первую очередь надо учитывать. Для начала разберемся: что вообще такое эпоха "Возрождения" и что они там "возрождали"? Ренессанс - эпоха переоценки ценностей средневековья и обращения к культурному наследию классической древности как абсолютному этическому и эстетическому идеалу. Сиречь, Древний мир считался отправной точкой истории человечества, нечто величественным, безвозвратно утерянным, цивилизованным. Что там было до этого Древнего мира - никого не волновало. Средневековье и вовсе рассматривалось как летаргия. Но теперь разберемся: откуда такой термин "Средневековье"? Кто-то трактовал, мол, "да жили они так себе - средненько". Вовсе нет. Все гораздо проще. Вот: есть у нас Древний мир, а есть Возрождение, а то - срединный период - отсюда и именуется: "Средние Века" - иначе "Средневековье", как отрезок времени. Не надо быть большого ума и обладать особыми аналитическими способностями, чтобы понять, почему первый период Средневековья рассматривался как "Мрачное Средневековье". Но, чтоб было совсем уж понятно, вернемся в Древний Мир. BAR BAR - звукоиммитация. Урбарбар - волк, зверь - культовое животное. Ликия - страна волков. Греки считали варварами всех без писаных законов, письменности, гражданской общины. Римляне вслед за греками переняли такое понятие, только относились еще более критически. Это ж как так: жили без городов, общины. Т.е. Древний мир делился на цивилизацию и варваров - BAR BAR'ов (между прочим, в английском языке до сих пор сохранился термин barbarians). Но как не комично, как раз варвары Римскую цивилизацию и разгромили. Германские племена, разумеется. Нацисты, между прочим, и по сей день ставят это себе в заслугу, мол, они спасли Европу. Как бы не так. Цивилизацию-то разгромили, а как дальше? Последовал полный упадок всего чего только можно. Декаденс. Это можно сравнить разве что с "Белым квадратом" Казимира Малевича. Тот сам подписал картину: "конец искусства". Еще более отличились русские авангардисты: "Куликово поле следующей зимой после битвы". Если Малевич еще краску потратил, чтобы квадрат свой намазюкать, то у русских полотно было вообще девственным и нетронутым. Взять хотя бы римские мощеные дороги. Технология непонятна. Все - Европа во всепоглощающем Хаосе. Сами понимаете, что с позиции историков эпохи "Возрождения", это был буквально черный день - отсюда и "Мрачное Средневековье".
Я знаю, каково это, когда хороши преподаватели уходят..
Это не столько преподаватель, сколько непревзойденный лектор Лекции все же разительно отличны от занятий в школе, семинаров. Это просто монолог преподавателя с наглядными изображениями на доске. Мало кто способен вести лекцию так, чтобы на ней не хотелось есть/пить/спать/домой. Персонаж Герцога д'Аскил
Раз, два, три, четыре, пять. С детства с рифмой я дружу. Шесть, семь, восемь, девять, десять. Получается неплохо.