Трактаты

    Главная » Статьи » Средневековье

    В категории материалов: 39
    Показано материалов: 11-20
    Страницы: « 1 2 3 4 »

    Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
    Автор: Нечитайлов М.В.

    Данный очерк представляет собой мою значительно переработанную и дополненную, благодаря новым публикациям М. Беннетта, Д. Брэдбери, К. Де Врайса и Р. Харди (преимущественно в отношении проблемы происхождения «длинного лука» и его реальной эффективности на поле боя) статью, ранее опубликованную в журнале «Воин», а потом и на настоящем сайте.
    Средневековье | Просмотров: 951 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 26.02.2011 | Комментарии (0)

    Автор: Нечитайлов М.В.

    Поскольку рядовой читатель в целом знаком с вооружением средневековых армий, ниже я попытаюсь проследить лишь те детали, которые были характерны именно для английского вооружения времен Столетней войны.

    Что касается одежды воинов, со времен Эдуарда III выходит несколько статутов, регулирующих расходы на одежду, например в 1363 г. Но такие законы не распространялись на солдат, и статут Генриха IV в 1403 г. исключал латников в доспехах, "которые могут одеваться так, как им будет угодно”. В целом, английская мода Столетней войны (о европейском костюме того времени всячески рекомендуем великолепную монографию Л.М.Горбачевой) следовала за французской и бургундской, но была более "старомодной”. Военный же костюм-ливрея отличался от гражданского платья только однообразным цветом и символикой.

    Средневековье | Просмотров: 3291 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 26.02.2011 | Комментарии (1)

    Елена Сурта
    К.и.н. Белгосуниверситет (преподаватель моего университета - автор лекционного курса "История Средних веков", представленного на нашем сайте)

    Говоря о развитии средневековой теологической, философско-исторической мысли, научных знаний, естествознания, мы имеем в виду, как правило, пусть и неосознанно, так сказать, мужской аспект средневековой западноевропейской культуры, средневекового мировоззрения. Однако действительно ли только мужчины формировали духовно-цивилизационные основы западноевропейского средневековья? Всегда ли только они шли в авангарде интеллектуальных поисков своего времени? Реальность была такова, что женщинам было невозможно выступать в качестве авторитетов в теолого-философской учености, где практически абсолютно доминировали мужчины, практически монополизировавшие систему образования и ограничивавшие доступ к нему женщин. Последние вынуждены были в такой ситуации искать иные возможности высказать свое мнение по активно дискутировавшимся вопросам той эпохи. Некоторые из женщин находили эту возможность в рамках своих мистических писаний, так как только в созерцательно-мистической области легитимировались пророческие выступления и обличение пороков своего времени женщинами. В то время как представительницы слабого пола подчеркивали и были убеждены, что их произведения происходят собственно от Бога и что сами они являются лишь недостойным орудием в руках всевышнего, мужчины, напротив, могли представлять деяния Бога в истории человечества от собственного имени.

    Средневековье | Просмотров: 1670 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 08.02.2011 | Комментарии (0)

    Нечитайлов М.В.

    Война на море в Средневековье лишь отдаленно напоминала морскую стратегию Нового времени. Корабли наглядно демонстрировали технологический уровень своего времени. Они были небольшими, с ограниченными грузовыми возможностями, маломаневренными, полностью зависящими от ветра и течений. На таких скорлупках нечего было и думать о морской блокаде, даже в Ла-Манше. По возможности, суда шли вдоль берега или хотя бы в виду суши. Битвы в открытом море были практически нереальны, и сражались обычно в гавани или у берега. Естественно, долгое время в море суда оставаться не могли (собственно, поэтому и была завоевана Англия в 1066 г.). Контроля над морями Британия так и не добилась.
    Средневековье | Просмотров: 1792 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 06.02.2011 | Комментарии (0)

    Нечитайлов М.В.

    В сентябре 1435 г. один из самых знаменитых солдат Столетней войны, сэр Джон Фастольф, составил для королевского совета "отчет” о том, как следует вести войну во Франции. Осад надлежало избегать. Напротив, следовало бы назначить двух капитанов, чтобы с июня по ноябрь совершать рейды в глубь вражеской территории, "поджигая и уничтожая все, что попадалось на их пути: дома, зерно, виноградники и деревья, на которых произрастали съедобные для человека плоды”, истребляя скот, который нельзя было угнать. В общем, вести "суровую и жестокую войну”. Не следовало занимать населенные пункты, если только они не контролировали большую реку или имели другое стратегическое значение. Живя за счет вражеской территории, англичане доводили противника до крайнего истощения и, к тому же, экономили казенные средства. Нормандию следовало укрепить, в тех случаях, если города уже не обзавелись замками. Также необходим был контроль над морями, а чтобы облегчить английский экспорт шерсти, нужно было заключить союз с Генуей и Венецией. Сомнительно, чтобы к этим советам (направленным прежде всего против тех, кто изменил английскому делу во Франции) когда-либо прислушивались, но слова Фастольфа показывают, насколько тщательно в Средневековье относились к стратегии войны.
    Средневековье | Просмотров: 3832 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 06.02.2011 | Комментарии (1)

    Нечитайлов М.В.

    Одетые в униформу (т. е. носящие ливреи) войска были обычным делом для Англии еще до начала Столетней войны. В 1283 г. весь гарнизон замка Долвидделан (Уэльс) был одет полностью в белое, и норфолкские ополченцы (для службы в Гаскони) в 1295 г. получали все "белые котты” (blaunchecotes) по 3 шиллинга за штуку. Почему был изначально выбран именно белый цвет для курток, трудно понять, и ни один историк не вдается в разъяснения. Впрочем, можно выдвинуть две версии. Во-первых, красный крест на белом фоне был "ливреей” Святого Георгия, с этого времени божественного покровителя Британии (и ливрея английских королей 1272-1327 гг. было красно-белой). Однако, хотя известно об употреблении этого креста уже с 1270-1280-х гг. (см. ниже), нет никаких данных о ношении красного креста на белых куртках (появившихся при Эдуарде I) до времен Эдуарда III. Поэтому, возможно, что белый цвет связан с тем, что первоначально данные куртки служили мягким защитным вооружением, стеганками. Но и здесь известно, что, когда при Эдуарде II города выставляли тяжеловооруженную пехоту для войн с Шотландией, им иногда приказывали одеть свои контингенты в стеганки и униформу. Поэтому, до появления новых данных, происхождение главного колера английской униформы (при Тюдорах к нему добавился зеленый цвет) до 1645 г. остается загадкой.
    Средневековье | Просмотров: 25306 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 06.02.2011 | Комментарии (16)

    Нечитайлов М.В.

    Важнейшим ориентиром для сотен и тысяч сражающихся людей был высоко поднятый стяг командующего, и подобную роль выполняли знамена более мелких тактических единиц войска. Пока знамена развевались над полем боя, участники его знали, что враг еще не одолел их. Захваченный стяг служил символом поражения и бесчестья. Чандос, развернув свое шелковое знамя впервые перед битвой при Нахере, передал его своим солдатам и сказал: «Смотрите там за моим знаменем и за вашими – охраняйте его как свои собственные». Рутьеры «очень обрадовались» и «приняли его … и сказали, что милостью Божьей и Святого Георгия они удержат его и будут оборонять до последнего ... Затем, вскоре после того, англичане и гасконцы спешились, и каждый стал в боевом порядке под своим знаменем и штандартом, готовый к бою». Знамя Чандоса (острый клин красный на белом поле) было поднято тогда в первый раз. Оно погибло с сэром Уильямом Гласдейлом во время осады Орлеана в 1429 г.
    Средневековье | Просмотров: 1299 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 05.02.2011 | Комментарии (0)

    Нечитайлов М.В.

    18 июля 1346 г. Эдуард III в Нормандии подписал приказ "по всей армии, чтобы никто не поджигал ни города, ни поместья, не грабил церкви или святые места, наносил вред старикам, детям или женщинам его королевства Французского”, под угрозой утраты "жизни и конечности”. Вознаграждение в 40 шиллингов было назначено тем, кто найдет нарушителя этого приказа и доставит его королевским служащим. Коннетабль и маршал были назначены ответственными за дисциплину. И в 1360 г. в Бургундии было запрещено грабить, но никто не обратил на это внимание.
    Средневековье | Просмотров: 663 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 05.02.2011 | Комментарии (0)

    Нечитайлов М.В.

    Каждое войско, что в походе, что в гарнизоне, имело своих обычных спутниц - маркитантки, прислуга, жены (крайне редко, если только брак не был заключен во Франции), прачки и проститутки. Средневековое общество относилось к проституции двойственно. Безусловно, древнейшая профессия считалась низкой и презренной, но необходимым и терпимым злом. Французы всегда относились к этому довольно терпимо, куда больше, чем англичане, но ни в одной из стран проституция не подвергалась осуждению до середины XVI столетия.
    Средневековье | Просмотров: 901 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 05.02.2011 | Комментарии (0)

    Нечитайлов М.В.

    Литература по истории английской армии Столетней войны на русском языке крайне скудна. Отчасти это связано с традиционным пренебрежением советской историографии к военной истории, отчасти – с тем, что современная российская медиевистика чуть ли не поголовно ударилась в преклонение перед школой Анналов. При этом, правда, благополучно позабыв, что данная школа получила прекрасные возможности для теоретизирования и обобщений как раз благодаря кропотливому труду двух столетий предшествовавшей ей традиционной науки. У нас же таковое счастливое обстоятельство успешно отсутствует – к сожалению, работы Пузыревского, Голицына и прочих дореволюционных исследователей безнадежно устарели, новых же не создано по сей день (юмористические опусы Тараторина, Куркина и иже с ними, конечно не в счет). Появление нескольких переводов (и в первую очередь, отличной работы Ф. Контамина "Война в средние века”) несколько улучшает положение (хотя, скажем, из последних публикаций книгу Функенов никак нельзя отнести к полезным).
    Средневековье | Просмотров: 42487 | Добавил: Герцог_д-Аскил | Дата: 05.02.2011 | Комментарии (16)